В ноябре состоялась еще одна фотосессия Майкла - на сей раз для американского издания Ebony.
Съемки прошли в Нью-Йорке в Бруклинском музее искусств.
Гарриет Коул, главный редактор Ebony: "За те два дня, что я провела с Майклом, я поняла, что он прежде всего человек. НОРМАЛЬНЫЙ человек. Ему 49 лет. Он взрослый, сильный, он закален испытаниями, выпавшими на его долю. Он прекрасный отец. На съемках с ним был его младший сын, и у нас сложилось впечатление, что они понимают друг друга без слов."
Кроме фотосессии журнал опубликовал еще и большое интервью с Майклом - первое американское интервью за последнее десятилетие.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ И ИНТЕРВЬЮ:
Обращение президента и главного исполнительного директора Линды Джонсон Райс:
Неважно, что вы могли думать о личной жизни Майкла Джексона, но общее мнение состоит в том, что как эстрадный артист он является вероятно лучшим и самым захватывающим исполнителем в истории музыки. Это убеждение подкреплено множеством знаков признания его гениальности, включая данный ему Книгой Рекордов Гиннеса титул "Самого успешного артиста всех времён".
Миллионы из нас, и я в их числе, выросли с Майклом и его музыкой - от "I Want You Back" до "Off The Wall", до "Man In The Mirror" и далее, мы были поражены волшебством его невероятного, уникального таланта.
После празднования в августе его 49-ого дня рождения Майкл по-прежнему является новатором, энергичным и приводящим в восторг. Теперь он вернулся! Вернулся в студию и планирует возвращение на сцену, где он делает то, что умеет лучшее всего - выступает.
Будучи для 6 лет очень развитым, Майкл утвердился как одна из главных деталей музыкальной машины семьи Джексонов (в которую входила и сестра Джанет), но он не создавал новой музыки с 2001-го года, когда вышел "Invincible". В этом выпуске, с учётом 25-ой годовщины альбома "Thriller", повлиявшего на всю индустрию, и который в течение многих лет был самым продаваемым альбомом всех времён, мы нагнали Майкла в Нью-Йорке и воспользовались возможностью узнать, к чему он пришёл, чего он все ещё хочет достигнуть, и как (к почти 50 годам) он изменился. Пока он возвращается на музыкальную сцену, надежды велики, и желание увидеть является ли "Король Поп-музыки" все ещё "Крутым" растёт.
ОНИ ЗОВУТ ЕГО "МИСТЕР ДЖЕКСОН"
Одетый в черное, Майкл Джексон командует персоналом, присматривает за своими детьми, выглядит зрелым и уверенным в себе. Со времен "Триллера" он сохранил стройное тело танцора, плавные движения, но очки для чтения на кончике носа напоминают о безжалостном течении времени.
Первое за долгое время интервью Короля поп-музыки для американского журнала проходит в номере отеля в Нью-Йорке. Один из самых талантливых и успешных исполнителей нескольких поколений, он не давал интервью со времен процесса 2005 года, закончившегося победой. Но сегодня он вспоминает о том, как создавался "Триллер", и о трудностях, которые пришлось преодолеть прежде, чем выйти на мировую сцену.
В этот необычно теплый для поздней осени день Майкл вспоминает свое прошлое. Это его седьмое появление на обложке Ebony. Кроме того, он 5 раз появлялся на обложке журнала вместе с братьями, впервые в далеком 1970-м году.
Он говорит о том, что первую демо-запись "Триллера", подорвавшего основы тогдашней поп-музыки, он сделал в своей домашней студии в 1982 году всместе со своей сестрой Джанет и братом Рэнди.
Когда "Триллер" появился на прилавках музыкальных магазинов 30 ноября 1982 года, Америка (и весь остальной мир) находились на переломном этапе. Рональд Рейган был президентом, фильм Стивена Спилберга "Инопланетянин" собирал толпы в кинотеатрах, а Джастину Тимберлейку исполнилось 2 года. Великобритания и Аргентина конфликтовали из-за Фолклендских островов, индекс Доу-Джонса достиг рекордных отметок, на вершинах чартов находился альбом Оливии Ньютон-Джон, а Майкл Джозеф Джексон и Куинси Джонс спокойно готовили в студии историческое потрясение.
Майкл Джексон стал международной звездой в 6-летнем возрасте. В то время, как другие дети смотрели мультики про Скуби-Ду, Майкл ставил хореографию для семейной группы Jackson 5.
"Конечно, он был ребенком тогда. Но в то же время он был очень взрослым... и очень непростым", - вспоминает Уолтер Этникофф, ставший впоследсвии главой лейбла CBS Records. "Он был отличным бизнесменом. Мог составить контракт лучше любого адвоката. И все-таки иногда он снова становился ребенком."
Сегодня его высокий голос стал намного более низким и глубоким. Характер - более жестким и категоричным. В нем ничего уже не осталось от того ребенка. Но его музыкальный гений все еще доминирует в мире современной поп-музыки - даже сейчас, четверть века спустя после выхода "Триллера", ставшего самым продаваемым альбомом в истории музыки (104 миллиона копий во всем мире, 54 миллиона копий в США, 7 хитов в Тор 10, два из них - на первом месте.) Но этот сумасшедший успех очень осложнил переход из юношеской во взрослую жизнь, преподнес немало суровых жизненных уроков, оставил не только шрамы, но и мудрость.
Сегодня младший сын Майкла, пятилетний Принс Майкл Джексон II, которого он нежно называет "Blanket", сидит поблизости, смотрит мультфильмы и не обращает внимания на то, как все суетятся вокруг его папы, жизнь Майкла кажется совершает полный оборот. (Джексон имеет ещё двух детей, девятилетнюю Пэрис Майкл Кэтрин Джексон и Майкла Джозефа Джексона-младшего десяти лет).
Поскольку Джексон предстал вместе с сыном, он предупредил его о требовании этикета поприветствовать гостей. "Нет, встань и используй ТУ руку", подсказал он мальчику, который неохотно убрал горсть леденцов и пожал всем руки.
Во многих отношениях это очень "обычный" момент между отцом и сыном. А для Майкла Джексона, после всего, чего он достиг, и всей пережитой им драмы, это ощущение нормальности – и зрелости – будто подчёркивает данный этап его жизни.
Имея примерно дюжину сольных альбомов, и больше дюжины синглов "номер 1", 13 Гремми и более чем 750 миллионов копий альбомов, проданных по всему миру за всю карьеру до настоящего момента, Майкл скромен на этот счёт, но горд своим влиянием на историю музыки и настоящее музыкальной сцены.
"Я всегда хотел создавать музыку, которая оказывала бы влияние и вдохновляла каждое поколение", говорит он. "Давайте посмотрим правде в глаза, кто желает исчезнуть бесследно? Ты хочешь, чтобы твоё творение продолжало жить, и я весь отдаюсь работе, потому что хочу, чтобы оно жило".
Сегодня фактически невозможно найти музыкальное видео, в котором не наблюдалось бы влияние Майкла Джексона, будь то танцевальное па, музыка или тема. Джастин Тимберлейк и Ашер повторяют его движения. Эйкон и Не-Йо стремятся к его звучанию.
(Джексон по сообщениям работает в студии с Эйконом, Кени Уэстом и Уилл.ай.эм из Black Eyed Peas над новым альбомом, выпуск которого ожидается в 2008 году).
Юная сенсация Крис Браун отдал дань Майклу Джексону своим выступлением на MTV Video Music Awards 2007. "Сейчас нет такого исполнителя, который не испытал бы на себе влияния или не был бы вдохновлён Майклом Джексоном. Когда мне было 2 года, я пел и танцевал под Майкла Джексона", рассказал певец журналу Ebony. "Майкл Джексон на столько близок к совершенству, на сколько это возможно артисту".
Тем не менее, в том недавнем чествовании была определённая поэтическая справедливость. Такого почти не случалось.
В 1983 Джексон разрушил неофициальный расовый барьер на MTV – говорят, ещё неутвердившаяся станция отказалась от его видеоклипов. "Они просто вышли и сказали – они не будут играть мою музыку. Это разбило мне сердце", говорит сейчас Джексон.
Когда MTV предположительно сообщили, что не собираются ставить видео Джексона, Етникофф, глава CBS Records, выпалил в ответ "Хорошо, у меня связи со Стрейзанд, Чикаго, всеми". "До "Триллера" – Боб Питтман (основатель MTV в 1882) противоречит мне, но Боб Питтман полное д****о, и вы можете меня цитировать, - когда MTV только начало своё вещание, оно позиционировало себя как рок-станция", рассказывал Етникофф журналу из своего офиса в Нью-Йорке. "Когда вышли "Billie Jean" и "Beat It", MTV не хотело их крутить. Они на самом деле сказали "Нет, нет, нет, мы настроены на рок, а это Майкл Джексон, и он негр"".
Хотя Питтман был не доступен для ответа, Лес Гэрланд, соучредитель и создатель MTV, VH1 и The Box сообщил журналу JET в 2006, что эта история "миф". "Не было тогда никакого колебания. Не было раздражения. Я позвонил Бобу [Питтману] сообщить "Я только что посмотрел самое потрясающие видео, которое я когда-либо видел в жизни [Billie Jean]. Это не поддаётся описанию, это так здорово". Он добавил в тот день "Как успешно [миф] превратился в историю и омрачил наши умы".
Однако Етникофф, которому теперь 74, говорит, что отчётливо помнит тот эпизод. "Я ответил "Ну и отлично, но я изымаю весь мой каталог, все мои записи, забудьте о них. Вы больше не ставите ничего от CBS. А если это произойдёт, знайте, Warner Brothers предъявляет иск"".
(В то время среди артистов CBS были Барбара Стрейзанд, Билли Джойл, Брюс Спрингстин, Living Colour и "масса, масса артистов".) "Я сказал "Ну-ну, ведёте себя, как кучка недоумков"", - смеется Етникофф.
Легендарный музыкальный продюсер Куинси Джонс, друживший с покойным Стивеном Россом – создателем материнской медиакомпании Time Warner и основателем MTV – вспоминает переговоры MTV несколько иначе, но всё-таки признаёт важность и телекомпании и звезды. "Реальность такова, что Майкл и MTV привели друг друга к славе. Никто никогда не видел ничего подобного. И подобное, может, больше не повторится", сказал Джонс.
"Думаю, это была веха в определённом смысле, я считаю, это и сотворило MTV", добавил Етникофф.
"Это подняло Майкла на такой уровень, которого никто не достигал раньше. Иногда мы продавали по миллиону копий в неделю." говорит Етникофф. И добавляет, что "Триллер" принес лейблу от 500 миллионов до миллиарда долларов прибыли.
У Куинси Джонса, продюсера "Триллера", своя версия причин таких гигантских продаж. "Там в одной мелодии звучит на самом деле шесть или семь... Когда вы слушаете альбом в первый раз, уловить все это невозможно. Для того, чтобы уловить все мелодии и звуки, что там есть, вы должны прослушать альбом шесть или семь раз. А посколько альбом на виниле, то запись быстро стирается. Люди шли в магазин и покупали другую пластинку."
Еникофф говорит, что Майкл и "Триллер" изменили и его карьеру тоже. "Я в долгу перед этим парнем. Возможно, он думает, что это он в долгу передо мной. Но он сделал для меня неизмеримо больше, чем я для него."
"Майкл с "Триллером" и современная поп-музыка - это совершенно разные вещи" - говорит Еникофф."Когда я вижу, как какой-нибудь артист пытается подражать Майклу, меня начинает тошнить!"
Сам Майкл, похоже, согласен с ним насчет современной музыки. "Я не думаю, что люди сейчас способны сделать что-то новое в музыке. Знаю, люди говорят "Так у нас ведь нет бюджета Майкла Джексона" - смеется он. "Бюджет не имеет значения. Творить можно и без бюджета. Самое потрясающее состояние - это когда ты просто забываешь обо всем, уходишь в себя и творишь..."
Грег Филлингейнс, ветеран-аранжировщик и клавишник, участвовавший, кроме "Триллера", и во многих других проектах Джексона, тоже хорошо помнит работу над альбомом.
"Куинси Джонс и Майкл - это лучший дуэт во все времена. Когда они что-то делают вдвоем - это гарантированно потрясет всех. Майкл всегда знал, чего он хочет достичь как музыкант, и знал, как это сделать. Съемки "Триллера" тоже были замечательным опытом. Квинси Джонс всегда создавал в студии веселую атмосферу. Он умеет подбирать команду. Знаете, как кастинг-директор в кино подбирает актеров для съемок в фильме. Квинси делает то же самое в музыке. Это было потрясающее время. Я помню, как мы сводили все треки, все линии, басы и ударные, слушали вокал Майкла. Мы никогда не видели большего успеха. это и правда было нечто особенное."
Джеймс Ингрем, котрый вместе с Джонсом создал один из хитов "Триллера" - "P.Y.Т" (Pretty Young Thing), говорит: "Когда Квинси слышит песню, он сразу понимает, хит это или нет, и его не заботит, кто это исполняет.
Жена Квинси, Пегги [Липтон], купила дамское белье под названием "Pretty Young Things", и Квинси решил, что это будет неплохим названием для песни. Майкл "добил" песню в студии. Ингрем вспоминает "Я никогда не видела, чтобы танцор так работал в студии. Он вкладывает в песню всю душу, и еще и танцует при этом. Я был потрясен. А Квинси гений, он с другой планеты. Поэтому он притягивает к себе других гениев - таких, как Майк Джексон"
Майкл очень благодарен Джонсу за волшебные моменты во время создания "Триллера" и альбома "Off the wall" - моменты, повлиявшие на всю его дальнейшую карьеру.
"Мне было 8 лет, когда Сэмми Дэвис-младший привел меня к Квинси. Я никогда этого не забуду. Я подслушал, как он сказал Джонсу "Этот парень - что-то невероятное. Он потрясающий". Это запомнилось мне на всю жизнь, отложилось в подсознании."
Годы спустя Майкл предложил Квинси Джонсу поработать над своим альбомом. Они сработались еще на съемках фильма "The Wiz".
"Он просто позволяет тебе делать то, что ты хочешь. Это здорово." О творческом процессе Майкл, большой поклонник классической музыки, говорит "Просто в комнате вдруг происходит химическая реакция... и волшебство начинается".
Квинси Джонс: "Во время работы над "The wiz" я увидел насколько он чуткий, он замечательный... я никогда ни у кого не видел этого раньше"
Но Джонс почти не делал проектов. "Вы знаете, Epic [Records, часть CBS] не хотели задействовать меня… Они говорили "ни за что, Куинси слишком джазовый"".
Но Майкл обратился к маэстро, и, как они говорят, остальное -- история.
Изо дня в день Джонс наблюдает огромное влияние этого проекта во всём мире. "Посмотрите, я облетел весь мир по меньшей мере три раза в этом году - Ангкор-Ват, Вьетнам, Сеул, Руанда, Каир, Абу-Даби, Дубай, Москва – и ты не можешь определить, в каком ты городе, потому что в 12 часов они начинают крутить эту музыку, и ты услышишь "Wanna Be Startin' Somethin'" или "Don't Stop 'Til You Get Enough", или "Billie Jean". Это сводит меня с ума, как 25 лет назад, я уже говорил это прежде; 80-ые были нашими!".
Джексон это результат разнообразных творческих сил, от Баха до Бо Диддли.
"Классическая музыка, по правде говоря, действительно моя настоящая первая любовь", признаётся Джексон и тут же добавляет "она, и настоящее южное "музло", как это называет мой дядя; ты ощущаешь его позвоночником".
Неудивительно, Майкл имеет глубоко личные отношения со своей музыкой. Для него всё вертится вокруг мелодии, и он делает лишь грубые "образцы" своих песен. "Чтобы получить рифф желаемого характера, требуется много сил и много времени". Он говорит о музыке как о главном герое, о фабуле. "Музыка это гобелен, это различные слои, они переплетаются внутри и снаружи, если ты смотришь на её через слои, ты понимаешь её лучше".
Работа с Джонсом была замечательна, говорит король поп-музыки, потому как у Джонса "было достаточно гениальности, чтобы не стоять на пути у музыки. Если где-то нужно что-то добавить, он добавит это в виде красивого риффа.
Он бывало говорил, "Вонючка [прозвище, которое Джонс дал Джексону], позволь песне поговорить с тобой. Если песне требуются струнные, она тебе скажет. Уйди с дороги и покинь комнату, чтобы Господь мог войти".
Джонс соглашается. "Это мой девиз. Ты должен освободить место, дать Богу пройти через комнату. Это всё не от нас. Чем старше я становлюсь, тем больше замечаю, как мало от нас зависит, на самом деле".
Духовность Джексона это ещё один источник его творчества.
"Я крепко верю в высшую силу, я действительно благодарен за все ниспосланные блага", говорит он. Когда он пишет что-то, что ему кажется верным, делится Джексон, он "встаёт на колени" и возносит благодарности.
29-го августа следующего года Майклу Джексону исполнится 50. Он признаёт, что пока находится в превосходной форме – он не придерживается какой-то особой